телефон для постоянных клиентов 8 800 200 8888
Для потенциальных клиентов 8 9213255568

Новации в правилах контроля цен

Новации в правилах контроля цен
В конце 2013 года были приняты Федеральные законы, вносящие ряд поправок в правила контроля цен для целей налогообложения. В частности, в Налоговый кодекс было добавлено два вида сделок между российскими организациями, которые признаются контролируемыми.

В 2013 году был принят ряд федеральных законов, предусматривающих в том числе поправки в порядок налогового контроля цен*(1).

Так, в первую очередь был расширен перечень сделок между российскими налогоплательщиками, которые признаются контролируемыми.

Увеличены границы контроля

Во-первых, это сделка, одной из сторон которой является организация, осуществляющая деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, и учитывающая доходы (расходы) от такой деятельности при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 Налогового кодекса*(2).

Однако сделки между организациями, указанными в пункте 1 статьи 275.2 Налогового кодекса, совершаемые при осуществлении деятельности на одном и том же новом морском месторождении углеводородного сырья, контролируемыми не признаются*(3).

Во-вторых, контролируемой будет сделка, в которой одна из сторон является участником регионального инвестиционного проекта, применяющая нулевую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, и (или) пониженную ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 284.3 Налогового кодекса*(4).

Региональным инвестиционным проектом признается проект, который осуществляется исключительно на территории одного из следующих субъектов Российской Федерации: Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Иркутская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.

Указанные выше сделки будут считаться контролируемыми, если сумма доходов у ее участников за 2013 год превышает 60 миллионов рублей*(5).

В то же время, в силу переходных положений, статьи 105.15-105.17 Налогового кодекса, в т.ч. в части представления уведомления о контролируемых сделках, применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам превышает в 2013 году 80 миллионов рублей*(6).
Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2014 года.

Расширен список неконтролируемых сделок

В конце 2013 года был принят Закон *(7), который также ввел существенные дополнения в раздел V.1 Налогового кодекса. Только вступят они в силу с 2015 года.

Так, положения Налогового кодекса *(8), в которых, по сути, пользуясь международной терминологией, законодатель определяет «безопасные гавани» (т.е. наименее рисковые сделки), дополнен еще одним подпунктом. Согласно ему в перечень сделок, которые не признаются контролируемыми, включены межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно).

Ранее в Налоговом кодексе уже была аналогичная норма*(9), согласно которой проценты, начисленные по межбанковским кредитам (депозитам) со сроком до 7 дней (включительно), учитываются при определении налоговой базы без учета правил «тонкой капитализации»*(10). Теперь такое же правило применяется и в отношении налогового контроля цен.

Также изменения коснулись и порядка отнесения долговых обязательств к расходам*(11).

По общему правилу, по долговым обязательствам, возникшим в результате совершения контролируемых сделок, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом правил налогового контроля цен*(12), если иное не установлено Налоговым кодексом *(13).

Так, по долговому обязательству, возникшему в результате контролируемой сделки, одной из сторон которой является банк, организация вправе*(14):

— признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка превышает минимальное значение интервала предельных значений;
— признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений.

Интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам устанавливаются пунктом 1.2 статьи 269 Налогового кодекса.

Для обязательств в рублях интервалы будут от 75 до 180 процентов (на период с 01.01 по 31.12.2015), от 75 до 125 процентов (начиная с 01.01.2016) ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Для обязательств в евро границами будут Европейская межбанковская ставка предложения (EURIBOR) в евро, увеличенная на 4 подпункта, и ставка EURIBOR в евро, увеличенная на 7 подпунктов.

Также в Налоговом кодексе определены интервалы для обязательств в китайских юанях, фунтах стерлингов, швейцарских франках и иных валютах.

Следует обратить внимание, что указанные особенности учета процентов по долговым обязательствам применяются исключительно к контролируемым сделкам, одной из сторон которых является банк.

Таким образом, если сторонами сделки являются не кредитные организации, то вышеуказанные интервалы предельных значений по долговым обязательствам для целей налогового контроля цен в отношении таких сделок применяться не могут.

В то же время, исходя из формулировки закона, не очевидно, распространяется ли эта норма на сделки, в которых не одна, а обе стороны являются банками. Разъяснений Минфина России по этому вопросу пока нет. Если бы, например, перед фразой «одной из сторон, которой является банк» использовалась формулировка «хотя бы», то вопросов в очевидности трактовки не было бы.

Если вышеуказанные условия об интервалах не соблюдаются, то доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений о налоговом контроле цен.

В. Голишевский,
начальник отдела Управления трансфертного
ценообразования и международного сотрудничества ФНС России

«Актуальная бухгалтерия«, N 3, март 2014 г.


*(1) раздел V.1 НК РФ
*(2) подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, утв. федеральными законами от 30.09.2013 N 267-ФЗ и 268-ФЗ
*(3) подп. 3 п. 4 ст. 105.14 НК РФ
*(4) подп. 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, утв. законами N 267-ФЗ, 268-ФЗ
*(5) п. 3 ст. 105.14 НК РФ
*(6) п. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ
*(7) Федеральный закон от 28.12.2013 N 420-ФЗ
*(8) п. 4 ст. 105.14 НК РФ
*(9) п. 2 ст. 291 НК РФ
*(10) п. 1 ст. 269 НК РФ
*(11) пп. 1, 1.1, 1.2, 1.3 ст. 269 НК РФ
*(12) раздел V.1 НК РФ
*(13) ст. 269 НК РФ
*(14) п. 1.1 ст. 269 НК РФ

Бесплатный доступ к системе Гарант на 3 дня

Получите бесплатный доступ, чтобы оценить все преимущества системы Гарант

×