Капитальные вложения в основные средства

Капитальные вложения в основные средства
Достройку, дооборудование, реконструкцию или модернизацию основных средств, увеличивающие их первоначальную стоимость, необходимо отделять от ремонта, расходы на который учитываются в составе текущих затрат.

Первоначальная стоимость основных средств может быть изменена*(1) в результате их достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации. Подобные затраты являются капитальными. Если в результате проведенных работ улучшаются или повышаются первоначальные показатели функционирования основного средства (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.), то расходы по ним списывают на увеличение его первоначальной стоимости*(2). Это делают после завершения всех работ. Данные об изменении технических характеристик основного средства и его стоимости указывают в первичных документах, которыми оформляется прием-передача объекта (например, в акте о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств).

Достройка — это сооружение новых частей к основному средству (обычно к объектам недвижимости). Причем новые части должны быть неотделимы от самого основного средства без нанесения последнему ущерба.

Дооборудование — дополнение основного средства новыми, ранее отсутствовавшими частями. Как правило, оно приводит к появлению у имущества новых качеств и свойств (например, установка на компьютер DVD-дисковода).
Под реконструкцией и модернизацией понимают переоборудование ОС, которое приводит к изменению их основных технико-экономических показателей (например, установка на ЭВМ жесткой или оперативной памяти большего объема).

Отметим, что законодательство содержит недостаточно четкое разграничение таких понятий, как достройка (реконструкция, модернизация) и ремонт (текущий, средний, капитальный). При этом если первый вид расходов увеличивает стоимость соответствующих основных средств, то второй учитывается в составе текущих затрат учреждения. Окончательное решение о классификации данных расходов (достройка или ремонт) может быть принято только должностными лицами учреждения на основе их профессиональных суждений, основанных на документально подтвержденной информации о конкретной хозяйственной операции и характеристиках проводимых работ.

Затраты по достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации основных средств предварительно накапливаются по дебету счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (по соответствующим аналитическим счетам). Здесь отражают все затраты по данным работам (стоимость израсходованных материалов, амортизацию машин и оборудования, которые использовались для проведения данных работ, заработную плату работников, занятых в достройке, реконструкции или модернизации, и соцотчисления с нее, расходы на оплату услуг сторонних организаций и т.д.). После окончания всех работ и сдачи достроенного (дооборудованного, реконструированного или модернизированного) основного средства их списывают на увеличение его стоимости в дебет счета 0 101 00 000 «Основные средства» (по соответствующим аналитическим счетам).

Пример
Учреждение ведет реконструкцию административного здания за счет субсидии на осуществление капвложений.

Здание используется в основной деятельности учреждения, не облагаемой НДС. Стоимость материалов, израсходованных на реконструкцию, составила 1 180 000 руб. (в т.ч. НДС — 180 000 руб.). Затраты по эксплуатации строительных машин и оборудования (обеспечение их электроэнергией, обслуживание и т.д.), а также по услугам сторонних организаций, занятых в реконструкции здания, составили 29 500 руб. (в т.ч. НДС — 4500 руб.). Расходы на выплату зарплаты рабочим равны 75 000 руб. С нее были начислены взносы по обязательному социальному страхованию (в т.ч. по «травме») в размере 22 875 руб. Стоимость услуг подрядной организации, привлеченной для ведения реконструкции, составила 1 770 000 руб. (в т.ч. НДС — 270 000 руб.).

Для упрощения примера проводки по забалансовому учету денежных средств учреждения не приводятся.
Операции по реконструкции здания склада будут отражены записями:
Дебет 6 105 24 340 (6 105 26 340, 6 105 34 340, 6 105 36 340) Кредит 6 302 34 730
— 1 180 000 руб. — оприходованы особо ценные и прочие материалы, предназначенные для строительства (в т.ч. «входной» НДС по ним);
Дебет 6 302 34 830 Кредит 6 201 11 610
— 1 180 000 руб. — оплачены особо ценные и прочие материалы с лицевого счета учреждения в казначействе;
Дебет 6 106 11 310 Кредит 6 105 24 440 (6 105 26 440, 6 105 34 440, 6 105 36 440)
— 1 180 000 руб. — списана стоимость материалов, отпущенных на реконструкцию;
Дебет 6 106 11 310 Кредит 6 302 21 730 (6 302 22 730, 6 302 23 730, 6 302 26 730 …)
— 29 500 руб. — учтены расходы по услугам сторонних организаций, связанным с реконструкцией (с учетом «входного» НДС по ним);
Дебет 6 302 21 830 (6 302 22 830, 6 302 23 830, 6 302 26 830 …) Кредит 6 201 11 610
— 29 500 руб. — оплачены услуги сторонних организаций, связанные с реконструкцией, с лицевого счета учреждения в казначействе;
Дебет 6 106 11 310 Кредит 6 302 11 730
— 75 000 руб. — начислена заработная плата рабочим, занятым в реконструкции;
Дебет 6 106 11 310 Кредит 6 303 02 730 (6 303 06 730, 6 303 07 730, 6 303 10 730, 6 303 11 730)
— 22 875 руб. — начислены взносы по обязательному социальному страхованию с заработной платы рабочих, занятых в реконструкции;
Дебет 6 106 11 310 Кредит 6 302 31 730
— 1 770 000 руб. — учтены затраты на работы по реконструкции, выполненные силами подрядной организации (с учетом «входного» НДС по ним);
Дебет 6 302 31 830 Кредит 6 201 11 610
— 1 770 000 руб. — оплачены работы подрядной организации по реконструкции с лицевого счета учреждения в казначействе.
Общая сумма расходов по реконструкции здания составила:
1 180 000 + 29 500 + 75 000 + 22 875 + 1 770 000 = 3 077 375 руб.
При списании затрат по реконструкции на увеличение стоимости здания в учете учреждения делают запись:
Дебет 6 304 06 830 Кредит 6 106 11 410
— 3 077 375 руб. — отражен перевод вложений на код вида финобеспечения 4;
Дебет 4 106 11 310 Кредит 4 304 06 730
— 3 077 375 руб. — учтены расходы на реконструкцию с кодом вида финобеспечения 4;
Дебет 4 101 12 310 Кредит 4 106 11 310
— 3 077 375 руб. — увеличена стоимость здания на расходы по реконструкции.

Зачастую затраты на реконструкцию или модернизацию основного средства учреждение оплачивает вне рамок деятельности, по которой оно учитывается. Например, при покупке ОС, содержание которого финансируется за счет субсидии на выполнение госзадания (код вида финансового обеспечения — 4), реконструкция оплачивается за счет деятельности, приносящей доход (код вида финансового обеспечения — 2). При этом положения действующего законодательства предусматривают возможность исполнения обязательств, возникших в рамках бюджетной деятельности, за счет средств от приносящей доход деятельности (исполнение обязательств, возникших в рамках приносящей доход деятельности, за счет бюджетных средств не допускается). В то же время по общему правилу активы необходимо учитывать в рамках того вида деятельности, за счет которого будет осуществляться их содержание.

Согласно письму Минфина России*(3) смена вида кода финансового обеспечения может осуществляться с использованием счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами». Расходы по реконструкции первоначально учитывают по дебету счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (по соответствующим аналитическим счетам) и коду вида финансового обеспечения 2. По завершении данных работ их стоимость списывают с кредита счета 0 106 00 000 на 0 304 06 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами» (код вида финансового обеспечения — 2).

После этого они вновь отражаются по дебету счета 0 106 00 000, но с другим кодом вида финансового обеспечения (код 4) в корреспонденции со счетом 0 304 06 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами» (код 4). Далее данные затраты относят на увеличение стоимости реконструируемого ОС.

Такой порядок отражения указанных операций в бухгалтерском учете должен быть согласован с учредителем организации. Это необходимо для их единообразного учета и отражения в отчетности, свод которой будет осуществляться учредителем.

Пример
Учреждение ведет реконструкцию административного здания за счет собственных доходов (код вида финобеспечения — 2). Здание используется в основной деятельности учреждения, не облагаемой НДС. Затраты на содержание здания оплачиваются за счет субсидии на выполнение государственного задания (код вида финобеспечения — 4).

Реконструкция проводится силами сторонней организации. Затраты на нее составили 2 360 000 руб. (в т.ч. НДС — 360 000 руб.).

Для упрощения забалансовый учет денежных средств не приводится.

Операции по реконструкции здания склада будут отражены записями:
Дебет 2106 11 310 Кредит 2 302 31 730
— 2 360 000 руб. — учтены затраты на работы по реконструкции, выполненные силами подрядной организации (с учетом «входного» НДС по ним);
Дебет 2 302 31 830 Кредит 2 201 11 610
— 2 360 000 руб. — оплачены работы подрядной организации по реконструкции с лицевого счета учреждения в казначействе;
Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 106 21 410
— 2 360 000 руб. — списаны расходы на реконструкцию здания в связи с их переводом на код вида финобеспечения 4;
Дебет 4 106 21 310 Кредит 4 304 06 730
— 2 360 000 руб. — учтены расходы на реконструкцию здания с кодом вида финансового обеспечения 4;
Дебет 4 101 12 310 Кредит 4 106 11 310
— 2 360 000 руб. — увеличена стоимость здания на расходы по реконструкции.

К капитальным затратам относят и расходы на обеспечение зданий необходимыми коммуникациями, например механическим, электрическим, санитарно-техническим и другим оборудованием, которое находится за пределами или внутри помещений и предназначено для их обслуживания. Поскольку без них функционирование здания невозможно, подобные затраты включают в первоначальную стоимость недвижимости. Эти ценности являются общим со зданием имуществом*(4).

Поэтому не только электрические, водо-, газо- и теплосети следует рассматривать как составную часть здания. В его состав также включают кабельные или оптоволоконные сети, установленные в здании, которые служат для его эффективной эксплуатации. Эти системы нельзя рассматривать в качестве отдельных объектов недвижимости. Они являются частью сложной вещи (здания) и не могут быть самостоятельными объектами. Это положение подтверждает и Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ)*(5). Он предусматривает, что в состав зданий входят коммуникации внутри него, необходимые для эксплуатации, например система отопления, вентиляционные устройства общесанитарного назначения и т.д.

Пример
Учреждение производит работы по дооборудованию здания оптоволоконной сетью за счет субсидии на выполнение госзадания. Здание используется в основной деятельности учреждения, не облагаемой НДС. Стоимость необходимых материалов составила 708 000 руб. (в т.ч. НДС — 108 000 руб.). Затраты на установку сети, ее пробный запуск и проверку работоспособности составили 118 000 руб. (в т.ч. НДС — 18 000 руб.). Данные работы проведены силами сторонней организации. Для упрощения примера проводки по забалансовому учету денежных средств учреждения не приводятся.

При отражении указанных расходов бухгалтер сделает записи:
Дебет 4 105 26 340 (4 105 36 340) Кредит 4 302 34 730
— 708 000 руб. — оприходованы особо ценные и прочие материалы, предназначенные для создания сети (в т.ч. «входной» НДС по ним);
Дебет 4 302 34 830 Кредит 4 201 11 610
— 708 000 руб. — оплачены особо ценные и прочие материалы с лицевого счета учреждения в казначействе;
Дебет 4 106 11 310 Кредит 4 105 26 340 (4 105 36 340)
— 708 000 руб. — списана стоимость материалов, предназначенных для создания сети;
Дебет 4 106 11 310 Кредит 4 302 31 730
— 118 000 руб. — учтены затраты на работы по дооборудованию здания, выполненные силами подрядной организации (с учетом «входного» НДС по ним);
Дебет 4 302 31 830 Кредит 4 201 11 610
— 118 000 руб. — оплачены работы подрядной организации по дооборудованию с лицевого счета учреждения в казначействе.
Общая сумма расходов на дооборудование здания оптоволоконной сетью составила:
708 000 + 1 18 000 = 826 000 руб.
При списании затрат по реконструкции на увеличение стоимости здания в учете учреждения делают запись:
Дебет 4 101 12 310 Кредит 4 106 11 310 — 826 000 руб.
— увеличена стоимость здания на сумму расходов на его дооборудование оптоволоконной сетью.

Те или иные системы (их элементы), устанавливаемые на объектах капстроительства, не требующие монтажа или демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба их назначению и самому зданию, где они установлены, могут быть учтены как отдельные инвентарные объекты. К ним, например, могут быть отнесены элементы систем видеонаблюдения или кондиционирования. Но для подобного их учета должны соблюдаться следующие нормы:
— в отношении того или иного объекта есть принципиальная возможность его использования вне здания;
— при демонтаже объекта ущерб зданию не будет нанесен;
— объект можно использовать по прямому назначению после его демонтажа (т.е. он не будет поврежден в ходе таких работ);
— функциональное предназначение объекта не является неотъемлемой частью функционирования здания как единого обособленного комплекса.

Расходы по сборке, монтажу и пусконаладке систем, которые будут учтены в качестве отдельных объектов основных средств, учитывают в общем порядке.

«Актуальная бухгалтерия», N 10, октябрь 2014 г.


*(1) п. 27 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция)
*(2) п. 27 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция)
*(3) письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798
*(4) п. 2 пост. Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64
*(5) утв. пост. Госстандарта России от 26.12.1994 N 359

Бесплатный доступ к системе Гарант на 3 дня

Получите бесплатный доступ, чтобы оценить все преимущества системы Гарант

×