Телефон Горячей линии для клиентов 8 800 200 13 45

Урегулирован порядок обжалования госрегистрации юрлиц

Урегулирован порядок обжалования госрегистрации юрлиц
Процедура обжалования решения инспекции о государственной регистрации юридического лица или об отказе не так давно обрела четкий порядок. При этом у каждого основания свои особенности.

Законодатели урегулировали порядок обжалования решений о государственной регистрации юридических лиц и об отказе в таковой*(1). В Закон о госрегистрации внесена соответствующая глава*(2).

Как и раньше, любое заинтересованное лицо вправе обжаловать вынесенное ФНС России или ее территориальными подразделениями (в зависимости от того, куда подавались документы)*(3) решение, если, по мнению данного лица, нарушены его права. При этом решение территориальной инспекции о регистрации может быть обжаловано в вышестоящем подразделении или в ФНС России (а также в судебном порядке, когда документы на регистрацию подавались непосредственно в ФНС России)*(4).

Решение же об отказе в регистрации сначала может быть обжаловано только в вышестоящем подразделении*(5). Непосредственно в суд и (или) в ФНС России можно обратиться в следующих случаях*(6):
— после обжалования в вышестоящей инспекции;
— если вышестоящее подразделение в положенные сроки не приняло по ней решение (заявитель имеет право на обжалование в судебном порядке*(7));
— когда вышестоящим для территориального подразделения является ФНС России.
Решение, принятое ФНС России, обжалуется в судебном порядке*(8).

Форма и состав жалобы

Жалоба может быть подана как в письменной (почтовым отправлением либо лично), так и в электронной форме с использованием цифровой подписи по телекоммуникационным каналам связи*(9).

В документе необходимо указать*(10):
— фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства заявителя — физического лица либо наименование и адрес (местонахождение) заявителя — юридического лица;
— сведения об обжалуемом решении регистрирующего органа;
— наименование регистратора, решение которого обжалуется;
— основания, по которым заявитель считает, что его права нарушены;
— требования заявителя.

Также обязательна подпись заявителя или его представителя*(11).

Дополнительно в жалобе целесообразно указать номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для ее своевременного рассмотрения сведения (см. образец ниже). Кроме того, в случае подачи жалобы уполномоченным представителем к ней необходимо приложить документы, подтверждающие полномочия данного лица.

Отметим, что как до, так и в ходе рассмотрения жалобы заявитель вправе представлять дополнительные документы, подтверждающие его доводы*(12).

Образец жалобы на решение об отказе в регистрации юридического лица

Подготовлено с использованием системы ГАРАНТ

В Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 29
адрес: г. Королев, ул. Космонавтов, д. 94

Заявитель: Общество с ограниченной ответственностью «Актив»
адрес: г. Королев, ул. Юбилейная, д. 16
телефон/факс: 8 (496) 734 88 51
адрес электронной почты: aktiv@aktiv.ru

Жалоба
на решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации юридического лица

14 октября 2014 года ООО «Актив» в лице учредителя и генерального директора Синявского Михаила Ивановича обратилось в Налоговую инспекцию N 8 по г. Королеву с заявлением о государственной регистрации юридического лица при его создании — Общества с ограниченной ответственностью «Пассив».
К заявлению были приложены следующие документы:
— заявление о государственной регистрации юридического лица;
— решение о создании юридического лица в виде протокола;
— платежное поручение об уплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица;
— два оформленных оригинала устава.

20 октября 2014 года по результатам рассмотрения заявления Налоговой инспекцией N 8 по г. Королеву принято решение об отказе в государственной регистрации ООО «Пассив» по следующим основаниям: несоблюдение нотариальной формы представляемых документов, подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации.
Оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя в связи со следующим: подпись заявителя в заявлении на регистрацию юридического лица не требует нотариального удостоверения в том случае, если документы представлены заявителем лично (абз. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, Федеральный закон от 05.05.2014 N 107-ФЗ).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 25.1-25.4 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, прошу:
отменить решение Налоговой инспекцией N 8 по г. Королеву от 20 октября 2014 года об отказе в государственной регистрации ООО «Пассив».

Генеральный директор ООО «Актив» Синявский Синявский М.И.

23 октября 2014 года

Подача жалобы

По общему правилу жалоба подается в вышестоящую инспекцию или в ФНС России (когда она является вышестоящей для территориального подразделения) через регистрирующую инспекцию, решение которой обжалуется*(13).

Если жалоба подана непосредственно в вышестоящую инспекцию или в ФНС России, последние запрашивают у регистратора обжалуемое решение и документы по нему. Регистратор обязан представить эти документы в течение трех дней со дня получения запроса.

Заявитель может подать жалобу в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно или он должен был узнать о нарушении своих прав либо когда получил решение об отказе в государственной регистрации*(14). В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы он может быть восстановлен по ходатайству заявителя в вышестоящую инспекцию или в ФНС России (когда она является вышестоящей для территориального подразделения)*(15).

Если заявитель не представлял дополнительные документы и не получил уведомление о принятом решении либо решение регистратора, то срок для обращения в суд исчисляется со дня истечения двадцати пяти рабочих дней с момента подачи жалобы*(16). И несомненно, что заявитель до принятия решения по жалобе может отозвать ее путем направления заявления в письменной форме в орган, ее рассматривающий*(17).

Обратите внимание, что при обжаловании в судебном порядке решения, оставленного без изменения вышестоящей инспекцией или ФНС России, срок для обращения в суд исчисляется с момента, когда заявитель получил уведомление о принятом решении либо решение регистратора*(18).

Принятие решения по жалобе и сроки

По общему правилу вышестоящая инспекция или ФНС России рассматривают жалобу в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее получения*(19). Однако этот срок может быть продлен (но не более чем на десять рабочих дней) руководителем (заместителем руководителя) соответствующих структур для получения от регистратора документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении заявителем дополнительных документов*(20). Решение о продлении срока вручается или направляется заявителю в течение трех рабочих дней со дня его принятия.

Окончательное решение по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется заявителю, а также регистратору, не позднее следующего дня со дня его принятия*(21). Может быть вынесено одно из следующих решений*(22):
— об отмене решения регистратора;
— об оставлении жалобы без удовлетворения.

В случае отмены решения регистратора он обязан вынести другое решение в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящей инспекции или ФНС России*(23).

Отметим, что жалоба заявителя может быть оставлена без рассмотрения*(24). Такое решение должно быть принято в течение пяти рабочих дней со дня ее получения (или получения заявления о ее отзыве). А в случае если имеется вступившее в законную силу решение суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания — в течение пятнадцати рабочих дней*(25). Заявителю сообщается об этом в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.

С жалобой можно обратиться повторно*(26). Например, когда первоначальная жалоба не была подписана заявителем или его представителем, не были представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия этого представителя, и эти недочеты исправлены.

Нельзя обратиться повторно в следующих случаях:
— когда жалоба представлена после истечения срока ее подачи и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
— если до принятия решения по жалобе от заявителя поступило заявление о ее отзыве;
— ранее была подана жалоба по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания или имеется вступившее в законную силу решение суда по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания.

О. Бондаренко,
аудитор и консультант по налогам и сборам,
член Научно-экспертного и Учебно-методического
совета Палаты налоговых консультантов России

«Актуальная бухгалтерия», N 12, декабрь 2014 г.


*(1) Федеральный закон от 21.07.2014 N 241-ФЗ (далее — Закон N 241-ФЗ)
*(2) гл. VIII.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее — Закон N 129-ФЗ)
*(3) ст. 2 гл. I Закона N 129-ФЗ; п. 1 разд. I Положения о Федеральной налоговой службе, утв. пост. Правительства РФ от 30.09.2004 N 506
*(4) абз. 1 п. 1 ст. 25.2 Закона N 129-ФЗ
*(5) абз. 2 п. 1 ст. 25.2 Закона N 129-ФЗ
*(6) абз. 2-4 п. 1 ст. 25.2 Закона N 129-ФЗ
*(7) абз. 3 п. 3 ст. 25.2 Закона N 129-ФЗ
*(8) абз. 2 п. 2 ст. 25.2 Закона N 129-ФЗ
*(9) абз. 1 п. 1 ст. 25.4 Закона N 129-ФЗ
*(10) п. 1 ст. 25.4 Закона N 129-ФЗ
*(11) подп. «а» п. 1 ст. 25.5 Закона N 129-ФЗ
*(12) п. 4 ст. 25.4, п. 1 ст. 25.6 Закона N 129-ФЗ
*(13) п. 1 ст. 25.3 Закона N 129-ФЗ
*(14) абз. 1, 3 п. 2 ст. 25.3 Закона N 129-ФЗ
*(15) п. 3 ст. 25.3 Закона N 129-ФЗ
*(16) абз. 2 п. 3 ст. 25.2 Закона N 129-ФЗ
*(17) п. 4 ст. 25.2 Закона N 129-ФЗ
*(18) абз. 1 п. 3 ст. 25.2 Закона N 129-ФЗ
*(19) п. 4 ст. 25.6 Закона N 129-ФЗ
*(20) абз. 2 п. 4 ст. 25.6 Закона N 129-ФЗ
*(21) абз. 4 п. 4 ст. 25.6 Закона N 129-ФЗ
*(22) п. 3 ст. 25.6 Закона N 129-ФЗ
*(23) п. 5 ст. 25.6 Закона N 129-ФЗ
*(24) ст. 25.5 Закона N 129-ФЗ
*(25) п. 2 ст. 25.5, п. 4 ст. 25.6 Закона N 129-ФЗ
*(26) п. 3 ст. 25.5 Закона N 129-ФЗ

Бесплатный доступ к системе Гарант на 3 дня

Получите бесплатный доступ, чтобы оценить все преимущества системы Гарант

×