Телефон Горячей линии для клиентов 8 800 200 13 45

Разъяснения Закона о торговле

Разъяснения Закона о торговле

Один из Всероссийских онлайн-семинаров, регулярно проводимых компанией "Гарант", был посвящен вопросам применения Закона о торговле1. Перед аудиторией выступила Ольга Анатольевна Бондаренко, к. ю. н., аттестованный аудитор и консультант по налогам и сборам, член Научно-экспертного и Учебно-методического совета Палаты налоговых консультантов, аттестованный преподаватель Палаты налоговых консультантов России и ИПБ России.

В конце 2009 года законодатели приняли Закон о торговле. Его основные положения вступили в силу с 1 февраля 2010 года. До 30 июля 2010 года включительно организации, занимающиеся торговой деятельностью, должны привести свои отношения с контрагентами в соответствие с нормами этого закона. Вопросов по применению Закона о торговле много, поэтому первая часть семинара была посвящена их подробному изучению. Особое внимание лектор уделила терминам и определениям, указанным в законе, правам и обязанностям субъектов торговой деятельности, порядку заключения договоров и выплате вознаграждения.

Цели и сфера применения Закона о торговле

Закон о торговле регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности2.

Ольга Бондаренко:
— Положения комментируемого закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:

  • внешнеторговой деятельности;
  • торговли на товарных биржах;
  • деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
  • купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов3.

Также в сферу его применения не входят вопросы, регулируемые законодательством о защите прав потребителей4.
Основными целями принятия Закона о торговле являются5:

  • развитие торговой деятельности и формирование конкурентной среды, поддержка российских производителей товаров;
  • обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, осуществляющих торговую деятельность, и лиц, совершающих поставки производимых или закупаемых товаров.

Отметим, что данным документом прописаны только отношения производителей (поставщиков) с торговыми сетями. Однако поставщики зачастую работают не напрямую с сетями, а с переработчиками. Как будут выстраиваться отношения в этом случае, в Законе о торговле не сказано.

Основные понятия и термины, используемые в законе

Статья 2 Закона о торговле посвящена раскрытию ряда определений, используемых в нем.

Ольга Бондаренко:
— В начале документа законодатели расшифровали термин "торговая деятельность", под которой понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Далее даны определения оптовой и розничной торговли. Причем они соответствуют положениям Гражданского кодекса6. Так, под оптовой торговлей понимается вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в т. ч. для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Розничная же торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Данный термин можно найти также в главе 26.3 Налогового кодекса, посвященной ЕНВД.
Закон о торговле содержит также определения торгового объекта и его площади.

Торговые объекты делятся на стационарные и нестационарные. Так, к первому виду относятся объекты, прочно связанные с землей, фундаментом здания и присоединенные к сетям инженерного технического обеспечения. Нестационарными считаются объекты, представляющие собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Обратите внимание, что при подсчете площади торгового объекта берется площадь помещений, отведенных не только для торговли, но и для размещения покупателей товаров. Ключевым понятием данного закона является термин "торговая сеть". Это совокупность 2 и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность 2 и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Также чиновники дали определение понятию "продовольственные товары". Так, под ними следует понимать продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в т. ч. продукты детского, диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые и биологически активные добавки.

Права и обязанности субъектов торговой деятельности

В Законе о торговле определены основные права и обязанности субъектов торговой деятельности7.

Ольга Бондаренко:
— В законе установлен прямой запрет на заключение между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров договоров комиссии, а также иных смешанных договоров, которые содержат элементы договора комиссии.
На практике зачастую возникают ситуации, когда поставщики напрямую не работают с торговыми сетями, а выстраивают отношения с ними через посредников. Законом о торговле этот момент не запрещен. Главное, чтобы между поставщиком и торговой сетью не был заключен договор комиссии.
Торговые сети, поставщики несут обоюдную обязанность информировать об условиях отбора потенциальных контрагентов для заключения договоров поставки и существенных условий такого договора. Реализовать такую обязанность можно либо путем размещения соответствующей информации на своем сайте в Интернете, либо путем безвозмездного предоставления запрашиваемой информации. В последнем случае на исполнение такого запроса законодатель отвел 14 дней8.
Какие условия договора являются существенными? В Законе о торговле ответа на этот вопрос нет. Следует обратиться к пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса.

Кроме того, к существенным условиям договора относится информация о наименовании и количестве товара и сроке его поставки9. Иные же условия можно определить только после заключения договора. К ним могут относиться, например, сведения о цене и сроках расчета с контрагентом.
Подробную информацию о том, какие условия договора считаются существенными, можно посмотреть на сайте www.fas.gov.ru в протоколах заседания Экспертного совета. Так, в Протоколе заседания ФАС России N 110 указано, что к сведениям об условиях отбора контрагентов для поставки товара и о существенных условиях такого договора будет относиться информация о необходимом количестве поставляемого товара, которое предварительно известно покупателю и определяется по согласованию с поставщиком.
Отметим также, что договор может быть заключен без ссылки на цену. Ее величина будет урегулирована дополнительным соглашением при конкретной поставке товара. Цена может стать существенным условием договора только по заявлению одной из сторон11. Если между сторонами договора возникнут разногласия по ее размеру и они не придут к соглашению, то договор считается незаключенным.
Стоит ли компаниям вывешивать цены на товары на своих сайтах в Интернете? Это целесообразно делать, указывая только ту, которая актуальна на сегодняшний момент — без динамик, прогнозов, так как раскрытие подобной информации может обернуться поводом для внимания Федеральной антимонопольной службы. Так, Законом о защите конкуренции12 установлен запрет на согласованные действия, которые могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок и т. д. О согласованности действий может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными организациями относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин и были заведомо известны каждому из конкурентов13.
Обратите внимание также на то, что теперь условия договора поставки продовольственных товаров должны устанавливаться с учетом их срока годности. Так, если он меньше 10 дней, то отсрочка платежа за такую поставку не может превышать 10 рабочих дней (со дня приемки их покупателем). При колебании срока годности в интервале от 10 до 30 дней отсрочка предоставляется максимум на 30 календарных дней со дня их приемки. Если же срок годности превышает 30 дней, покупатель должен оплатить продовольственные товары не позднее чем через 45 календарных дней со дня их приемки. 

Антимонопольные правила

Закон о торговле ограничивает торговые сети и их поставщиков в совершении определенных действий, которые являются следствием выполнения условий хозяйственных договоров между ними.

Ольга Бондаренко:
— Сетям и поставщикам запрещено создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам и нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.
Кроме того, они не могут навязывать контрагентам условия:

  • о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами;
  • об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше условий для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;
  • о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
  • о внесении платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту и изменение ассортимента продовольственных товаров;
  • о снижении поставщиком продовольственных товаров их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их стоимости не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
  • о возмещении поставщиком убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары (исключение — утрата или повреждение произошли по вине поставщика);
  • о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;
  • о возврате поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации14.

За нарушение данных правил предусмотрена административная ответственность.

Вознаграждение и скидки

В цену договора может быть включено вознаграждение. Его размер подлежит согласованию сторонами. Вознаграждение предоставляется покупателю за то, что он приобретает у поставщика определенное количество продовольственных товаров. Предельная его величина — 10 процентов от цены15.

Ольга Бондаренко:
— Если вознаграждение превышает 10 процентов, то стороны должны изменить это условие согласно указанному ограничению16. Отметим, что устанавливать его за приобретение не определенного количества продовольственных товаров, а, например, за сумму поставки стороны договора не могут, поскольку выплата вознаграждения по иным основаниям законом не предусмотрена. Данное вознаграждение включается в цену договора, а иные выплаты в нее не входят.
Кроме того, поставщик не может выплачивать вознаграждения, если приобретаются отдельные виды социально значимых продовольственных товаров. Их перечень определяется Правительством РФ.
Законом о торговле не урегулированы такие вопросы, как:

  • сколько вознаграждений можно выплачивать одному покупателю в рамках одного договора поставки, потому что стороны могут предусмотреть в нем выплату, например, ежемесячных, квартальных и годовых вознаграждений;
  • какой период брать в расчет при нахождении определенного количества продовольственных товаров, за которое предусмотрена начисление вознаграждения. Поскольку барьер такой выплаты, например, за месяц и квартал будет отличаться. 

Подготовила
Е.Н. Подлипалина,
эксперт журнала


1 Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (далее — Закон о торговле)
2 п. 3 ст. 1 Закона о торговле
3 п. 4 ст. 1 Закона о торговле
4 письмо Роспотребнадзора от 04.02.2010 N 01/1475-10-32
5 п. 2 ст. 1 Закона о торговле
6 ст. 492, 506 ГК РФ
7 ст. 8, 9 Закона о торговле
8 п. 2 ст. 9 Закона о торговле
9 ст. 454 и 455 ГК РФ
10 п. 3 Протокола заседания ФАС России от 17.02.2010 N 1
11 пост. Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 8
12 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
13 п. 2 пост. Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30
14 п. 1 ст. 13 Закона о торговле
15 п. 4 ст. 9 Закона о торговле
16 п. 17 Протокола 17.02.2010 N 1 и п. 2 Протокола от 13.04.2010 N 3

Бесплатный доступ к системе Гарант на 3 дня

Получите бесплатный доступ, чтобы оценить все преимущества системы Гарант

×