Гарант-Сервис
По всем вопросам: 8-800-700-27-45
Для постоянных клиентов:
8 800-200-88-88

Тема: «Основные положения реформы договорного права»

Лектор: Витрянский Василий Владимирович Д.ю.н., профессор, заместитель Председателя ВАС РФ в отставке, член Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации, автор более 30 монографий и более 350 иных публикаций по вопросам гражданского законодательства.
Популярные запросы
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПОПУЛЯРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Производственное предприятие использует транспортные средства в собственной деятельности с оформлением путевых листов. Приказом Минтранса России от 18.01.2017 N 17 в раздел III «Порядок заполнения путевого листа» приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 введен п. 16.1, которым установлено, что контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, на путевом листе проставляется дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, которые заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Правомерно ли принимать к налоговому учету путевой лист, если по каким-то причинам данный реквизит не будет заполнен?
28 апреля 2017
Вопрос:

Производственное предприятие использует транспортные средства в собственной деятельности с оформлением путевых листов. Приказом Минтранса России от 18.01.2017 N 17 в раздел III «Порядок заполнения путевого листа» приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 введен п. 16.1, которым установлено, что контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, на путевом листе проставляется дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, которые заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов. Правомерно ли принимать к налоговому учету путевой лист, если по каким-то причинам данный реквизит не будет заполнен?

Ответ:

28 апреля 2017

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Само по себе отсутствие в путевом листе отметки о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства не исключает возможности принятия к налоговому учету такого первичного документа и, соответственно, расходов на ГСМ и т.п. по данному транспортному средству.

Обоснование позиции:
Как известно, одним из общеустановленных критериев (п. 1 ст. 252 НК РФ) для признания затрат в составе расходов для целей налогообложения является их документальное подтверждение. Документально подтвержденными расходами признаются затраты, оформленные документами в соответствии с законодательством РФ (абзац четвертый п. 1 ст. 252 НК РФ).
Кроме того, согласно ст. 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы.
Отметим, что перечня документов, необходимых для документального подтверждения расходов на приобретение горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ), глава 25 НК РФ не предусматривает (дополнительно смотрите, например, письмо Минфина России от 09.02.2016 N 03-03-07/6701).
Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»). В связи с этим он выступает одним из документов, служащих основанием для признания расходов на ГСМ в налоговом учете (смотрите, например, письма ФНС России от 22.11.2010 N ШС-37-3/15988@, Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 30.06.2010 N 16-15/068679@, от 13.10.2009 N 16-15/107268, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.11.2016 N Ф07-10648/16 по делу N А21-8008/2015, Арбитражного суда Поволжского округа от 29.01.2015 N Ф06-19054/13 по делу N А65-21365/2013).
Как Вы справедливо отметили, приказом Минтранса России от 18.01.2017 N 17 новой нормой, а именно пунктом 16.1, дополнен раздел III «Порядок заполнения путевого листа» приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (далее — Приказ N 152).
Пунктом 16.1 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (утвержденных Приказом N 152), который применяют юридические лица и ИП, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили и т.п. (п. 2 указанного документа), установлено, что контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, на путевом листе проставляются дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, которые заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
Прямого ответа на вопрос о правомерности признания расходов на ГСМ при нарушении требований п. 16.1 Приказа N 152 нормативно-правовые акты не дают. На наш взгляд, данное обстоятельство не отрицает возможности включения расходов на ГСМ в расчет налоговой базы по налогу на прибыль.
Между тем предусмотренная п. 16.1 Приказа N 152 отметка не является обязательным реквизитом ни первичных учетных документов (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»), ни путевых листов (Раздел II Приказа N 152). Ее проставление вытекает из предусмотренного в ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» требования, согласно которому юридические лица и ИП, осуществляющие перевозки, в том числе автомобильным транспортом, должны организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Кроме того, не любые погрешности в оформлении первичных учетных документов влекут за собой невозможность признания затрат в налоговом учете. Так, например, в письме Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547 разъясняется, что ошибки в первичных учётных документах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимость и другие обстоятельства документируемого факта хозяйственной жизни, обусловливающие применение соответствующего порядка налогообложения, не являются основанием для отказа в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. По нашему мнению, путевой лист, не удовлетворяющий требованиям п. 16.1 Приказа N 152, также может указывать на факт использования транспорта в деятельности, направленной на получение дохода, и на расход ГСМ (дополнительно смотрите определение ВАС РФ от 30.08.2013 N ВАС-11880/13, постановление ФАС Поволжского округа от 21.05.2013 N Ф06-3255/13).
Также отметим, что путевой лист не является единственным и необходимым документом, подтверждающим правомерность признания расходов на ГСМ в налоговом учете (смотрите, например, письмо Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354, постановления ФАС Московского округа от 18.09.2013 N Ф05-10932/13, от 12.12.2011 N Ф05-13091/11, ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2010 по делу N А74-3569/2009).
Вместе с тем исключить вероятность налоговых споров относительно обоснованности включения расходов на ГСМ в расчет подлежащей налогообложению прибыли при несоблюдении требований п. 16.1 Приказа N 152 мы не можем.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Путевой лист;
— Энциклопедия решений. Учет горюче-смазочных материалов;
— Энциклопедия решений. Расходы на содержание служебного транспорта (в целях налогообложения прибыли).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир

Ответ прошел контроль качества

3 апреля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.