телефон для постоянных клиентов 8 800 200 8888
Для потенциальных клиентов 8 9213255568

Информационный ресурс в деятельности органов публичной власти: приоритетные задачи и актуальные вопросы

Информационный ресурс в деятельности органов публичной власти: приоритетные задачи и актуальные вопросы

21 апреля в 10-00 часов в ИА «ГАРАНТ» состоялось интернет-интервью с первым заместителем председателя юридического комитета администрации губернатора Санкт-Петербурга Макаровым Сергеем Владимировичем.

Ведущий: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя — первого заместителя председателя юридического комитета администрации губернатора Санкт-Петербурга Макарова Сергея Владимировича.

Уважаемый Сергей Владимирович, позвольте поблагодарить вас за то, что вы нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.

Тема интернет-интервью: «Информационный ресурс в деятельности органов публичной власти: приоритетные задачи и актуальные вопросы. Проблемы оптимизации системы управления в субъектах Российской Федерации».

За последние несколько лет в органах власти субъектов Российской Федерации и муниципалитетах были созданы разнообразные электронные массивы документов и базы данных, эксплуатируемые в основном на базе локальных вычислительных сетей. Однако недостаточная координация этой работы привела к тому, что ведомственные подразделения региональных органов управления и органы местного самоуправления зачастую формируют информационные ресурсы независимо друг от друга.
На сегодняшний день информационное взаимодействие органов власти всех уровней остается по-прежнему слабым, равно как и развитие информационных ресурсов для информирования населения об их деятельности. Регулярное же информационное обслуживание россиян требует ресурсов, которых, как правило, не хватает.

В последнее время исполнительные органы подвергаются постоянной реорганизации, переименованию или упразднению, при этом комплексного обоснования необходимости реформ нет. В федеральном законодательстве отсутствуют четкие правовые основы и критерии создания территориальных структур федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, ощутимы недостаток взаимодействия федеральных территориальных органов в регионах, четкого федерального руководства ими.

Реформа системы органов власти направлена на оптимизацию их функций в сфере экономики, финансов и социального развития страны.

На нынешнем этапе главной задачей представляется не столько реорганизация самих структур исполнительной власти, сколько определение иных принципов их деятельности.

В ходе интернет-интервью планируется рассмотреть актуальные проблемы развития и совершенствования информационных ресурсов в деятельности органов публичной власти и оптимизации системы управления в субъектах Российской Федерации, преимущества и недостатки действующего законодательства в данной сфере, приоритетные задачи в его развитии и совершенствовании. Также в ходе интернет-интервью с первым заместителем председателя юридического комитета администрации губернатора Санкт-Петербурга Макаровым Сергеем Владимировичем будут обсуждаться и другие актуальные вопросы, связанные с развитием информационных ресурсов в деятельности органов власти.

К моменту начала конференции поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Какова сегодня специфика информационно-аналитической деятельности в органах местного самоуправления? Расскажите, пожалуйста, о приоритетных на сегодня для Администрации Санкт-Петербурга направлениях работ по формированию региональных и муниципальных систем обеспечения информационной безопасности? Какие задачи в этом плане стоят на ближайшую перспективу?

Макаров С.В.: Поскольку я не являюсь специалистом в сфере информационной безопасности, ответить на это вопрос для меня затруднительно.

Ведущий: Расскажите, пожалуйста, за счет каких мер и способов сегодня происходит внедрение и массовое распространение информационных и коммуникационных технологий, создание интегрированного многофункционального информационно-телекоммуникационного пространства области, обеспечение прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации? Как вы оцениваете сегодня процесс внедрения технологий «электронного правительства» в деятельность органов публичной власти области?

Макаров С.В.: 16 июля 2010 года Губернатором Санкт-Петербурга был подписан Закон Санкт-Петербурга от 30.06.2010 № 445-112 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга». Этот Закон, так же как и Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в развитие которого он принят, призван определить меры, с помощью которых государство предоставит гражданам наиболее полную информацию о своей деятельности, в первую очередь о принимаемых нормативных правовых актах. В упомянутом Законе Санкт-Петербурга применен революционный подход, в других субъектах Российской Федерации, насколько мне известно, не применяемый. В Санкт-Петербурге впервые в России нормативные правовые акты (законы, постановления Губернатора и Правительства, распоряжения органов исполнительной власти) будут публиковаться в сети Интернет. Возможность публикации этих актов на «бумажном носителе», проще говоря в газете, осталась и применяться она будет для публикации отдельных актов, имеющих особую социальную значимость (например, законов о мерах социальной поддержки социально незащищенных граждан), но приоритетной с 1 июля 2011 года для нас будет являться публикация в Интернете на официальном сайте Правительства города. Эта мера позволит не только обеспечить более широкий доступ граждан к информации о правовых актах, но и приведет, как мы полагаем, к существенной экономии, ведь сегодня на публикацию правовых актов «на бумаге» бюджет города тратит более 25 миллионов рублей в год.

В процессе создания «электронного правительства» Санкт-Петербург — один из лидеров в стране. В городе создан портал государственных услуг www.pgu.spb.ru, который позволяет жителям Санкт-Петербурга оперативно получать государственные услуги, в том числе и в электронном виде. В Санкт-Петербурге создано государственное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг», имеющее филиалы во всех районах города — известные уже большинству горожан МФЦ, предоставляющие в настоящее время 111 наиболее востребованных государственных услуг. Успехи есть, но и работы еще достаточно.

Ведущий: Как вы полагаете, удалось ли в области снизить социальную напряженность в обществе за счет повышения прозрачности деятельности органов государственной власти? Как вы полагаете, справляются ли существующие двусторонние коммуникации и каналы обратной связи с населением с возложенной на них задачей?

Макаров С.В.: По моему мнению, удалось. Хотя результаты социологических опросов мне не известны. Здесь нужно понимать, что для классической бюрократической государственной машины открытость — первый враг. Но открытость имеет и обратную сторону. Открытость информации о государственных закупках привела к появлению проектов типа «РосПил» А.Навального. Хорошо это или плохо? Скорее хорошо. Привело ли это к снижению социальной напряженности в обществе? Не уверен. Ведь, поверьте мне, не всегда критика государственных органов обоснованна и конструктивна. Как и во всем в нашей жизни, здесь необходим баланс.

Ведущий: Как сегодня, на ваш взгляд, можно обеспечить неснижаемость уровня информационной открытости власти? Насколько эффективен, на ваш взгляд, Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»?

Макаров С.В.: Неснижаемость уровня информационной открытости власти можно обеспечить только дальнейшим повышением этого уровня. Яркий пример — упомянутая мной ранее публикация нормативных правовых актов в сети Интернет (пока только в Санкт-Петербурге). Знаете ли Вы каков тираж такого официального публикатора правовых актов, как «Информационный бюллетень Администрации Санкт-ПетербургА»? Одна тысяча экземпляров. А каково число жителей города, имеющих доступ в Интернет? Больше миллиона. Это ли не новый подход к открытости?

Ведущий: Сергей Владимирович! В чем на сегодняшний день вы видите основные проблемы оптимизации системы управления в городах федерального значения (на примере Санкт-Петербурга)? Как вы оцениваете процесс внедрения принципов результативного управления в системе органов публичной власти и местного самоуправления?

Макаров С.В.: Основная проблема — как избавиться от лишних (избыточных, дублирующих) полномочий органов исполнительной власти? Решается она с помощью одного интересного способа. Одной из задач проводимой в стране административной реформы является четкое описание порядка действий органа власти при выполнении конкретного полномочия. В Санкт-Петербурге каждое полномочие в положении об органе исполнительной власти должно быть подробно описано в административном регламенте. Если это полномочие попало в положение о комитете «для солидности» и реально никакой основы под собой не имеет, регламент на него написать практически невозможно. При этом все необходимые административные регламенты занесены в специальный график их разработки, исполнение которого контролируется Комиссией по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге, председателем которой является Губернатор города. Поэтому для органа государственной власти проще исключить такое полномочие из своего положения, чем пытаться описать в административном регламенте неописуемое. За два года применения этого метода органы исполнительной власти «избавились» от почти сотни избыточных и дублирующих полномочий.

Ведущий: Что сделано в Санкт-Петербурге и области в последнее время по созданию единых автоматизированных кадастров, регистров, реестров, направленных на информационное обслуживание и облегчение жизни граждан? Какие достижения Вы могли бы выделить в этом плане в числе наиболее значимых?

Макаров С.В.: Зайдите на сайт www.rgis.spb.ru и вы сами все увидите! Это созданная Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга уникальная, не имеющая аналогов в России геоинформационная система, содержащая информацию о всех объектах, расположенных на территории города.

Ведущий: Расскажите, пожалуйста, о совершенствовании нормативной правовой базы в целях повышения эффективности использования информационных технологий на территории области? Принятия и продвижения каких значимых нормативных актов удалось добиться вашему комитету за последние 3 года?

Макаров С.В.: Вынужден повториться и опять сказать о Законе Санкт-Петербурга от 30.06.2010 № 445-112 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга». Не без гордости могу сказать, что ваш покорный слуга является одним из его авторов. Остальное — в ответе на вопрос № 2.

Ведущий: Сергей Владимирович! Расскажите, пожалуйста, о петербургском опыте работы органов местного самоуправления? Есть ли какая-либо специфика в их работе, по сравнению с остальными регионами России?

Макаров С.В.: Специфика, конечно же, есть. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» даже есть специальная статья 79, которая называется «Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге». В Санкт-Петербурге все особенное. И виды муниципальных образований, и перечень вопросов местного значения, и источники доходов местных бюджетов. Например, перечень вопросов местного значения гораздо уже, чем, например, у муниципальных образований Ленинградской области. Обусловлено это тем, что Санкт-Петербург по своей сути является единым населенным пунктом, с единой инфраструктурой, которая не может находиться под управлением разных уровней власти. В целях сохранения единства городского хозяйства (этот принцип провозглашен с упомянутой статье 79) многие вопросы, которые во всей остальной России отнесены к вопросам местного значения, в Санкт-Петербурге находятся в компетенции органов государственной власти.

Ведущий: Какие направления, на ваш взгляд, будут перспективными в ходе взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге?

Макаров С.В.: Наиболее перспективно наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В Санкт-Петербурге органы МСУ уже наделены полномочиями в сфере опеки и попечительства, составления протоколов об административных правонарушениях в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», уборке территорий. Такая форма взаимодействия выгодна обеим сторонам, поскольку государственная власть сохраняет контроль за выполнением переданного полномочия, а органы МСУ получают гарантированное финансирование на его исполнение.

Ведущий: Как вы считаете насколько полно органы власти открыли правовую информацию для заинтересованных лиц.

Макаров С.В.: Если вы спрашиваете о возможности доступа граждан к нормативным правовым актам, издаваемым в Санкт-Петербурге, то не вижу с этим никаких проблем. У Администрации Губернатора Санкт-Петербурга заключены соглашения об информационном обмене со всеми операторами информационных систем, называемых правовыми базами. «Гарант», «Консультант+» и «Кодекс» регулярно получают копии официальных экземпляров всех нормативных правовых актов для включения в свои базы данных. Мы от наших партнеров ничего не скрываем, что позволяет гражданам получать полную информацию о правотворческой деятельности органов государственной власти города.

Бесплатный доступ к системе Гарант на 3 дня

Получите бесплатный доступ, чтобы оценить все преимущества системы Гарант

×