телефон для постоянных клиентов 8 800 200 8888
Для потенциальных клиентов 8 800 700 2745

Сотрудники органа исполнительной власти субъекта РФ заключили договоры о зачислении заработной платы на пластиковые карты в определённом банке

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Проведение конкурса на оказание финансовых услуг по обслуживанию расчетного счёта для перечисления заработной платы сотрудникам в данном случае необязательно.

Обоснование позиции:
Для оказания ряда финансовых услуг, определенных частью 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ), в том числе открытия и ведения банковских счетов юридических лиц, осуществления расчетов по этим счетам, органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона (далее — торги) в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ).

Данные требования обоснованы не необходимостью минимизации финансовых рисков, а предупреждением ограничения конкуренции и ее дальнейшего развития.

Анализ положений ст. 18 Закона N 135-ФЗ позволяет прийти к выводу о том, что отбор финансовых организаций на конкурсной основе необходимо проводить в тех случаях, когда перечисленные в ней субъекты сами намерены заключить договор в качестве заказчиков указанных финансовых услуг. Следовательно, субъекты, не указанные в данной статье, могут заключать договоры на оказание этих финансовых услуг по своему усмотрению, даже если такие договоры связаны с исполнением государственными органами своих обязательств.

Аналогичная позиция отражена и в разъяснениях государственных органов РФ. Так, ФАС России в своем письме от 15.04.2009 N ПС/10559 поясняет, что если оплата услуг кредитной организации в рамках реализации зарплатного проекта, в частности за распределение и зачисление денежных средств на счета сотрудников (зарплатные счета) субъектов, поименованных в ст. 18 Закона N 135-ФЗ, будет осуществляться за счет средств соответствующего бюджета, то привлечение кредитных организаций к оказанию таких услуг следует осуществлять в рамках размещения заказа в соответствии с Законом N 94-ФЗ. Специалисты Минфина России и Федерального казначейства в своем разъяснении от 01.02.2009 отмечают, что, если фактическими заказчиками услуг кредитной организации являются физические лица — сотрудники администрации (например в случае, если перечисление средств, являющихся заработной платой, невозможно без предварительного согласия каждого сотрудника администрации муниципального образования) и с каждым из сотрудников кредитная организация заключает отдельный договор, проведение конкурса не требуется, поскольку в силу ст. 18 Закона N 135-ФЗ это необходимо только для оказания финансовых услуг юридическим лицам.

Кроме того, в судебной практике имели место случаи, когда суды рассматривали договоры, заключаемые субъектами, указанными в ст. 18 Закона N 135-ФЗ, с банками в целях обеспечения выплаты заработной платы, по которым такому субъекту не открывался отдельный расчетный счет, а оплата за обслуживание счетов производилась непосредственно физическими лицами, и приходили к выводу, что при таких обстоятельствах нормы антимонопольного законодательства неприменимы (постановления ФАС Поволжского округа от 07.03.2008 N А57-3483/07; от 15.08.2008 N А57-3493/07-3; от 08.08.2008 N А57-3482/07-3).

Таким образом, если договоры с банком были заключены только сотрудниками органа исполнительно власти субъекта РФ, необходимости в проведении указанным органом торгов по отбору финансовой организации отсутствует.

В том же случае, если самим органом открыт специальный расчетный счет в том же банке для дальнейшего перечисления на счета работников, в рассматриваемой ситуации необходимо учитывать следующее.
В силу ст. 54 Закона N 135-ФЗ этот Закон вступил в силу 27 октября 2006 года. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие (ст. 4 ГК РФ). Таким образом, на момент заключения органом исполнительной власти субъекта РФ договора на открытие расчетного счета у него отсутствовала обязанность по отбору финансовых организаций на конкурсной основе.

Периодичность проведения торгов по отбору финансовых организаций для осуществления финансовых услуг антимонопольным законодательством не установлена. При этом исходя из п. 3 разъяснений, утвержденных письмом ФАС России от 21.02.2007 N ИА/2168, необходимость определения цены контракта и объема услуги ограничивает срок, на который возможно заключить договор, который по этой причине не может быть бессрочным. В п. 10 указанного письма отмечается, что при наличии у субъекта, указанного в ст. 18 Закона N 135-ФЗ, на момент вступления в силу названного Закона, договоров на оказание финансовых услуг, заключенных ранее, в том числе продленных, такие договоры признаются действующими до определенного в них момента окончания исполнения сторонами обязательства. По истечении срока действия указанных договоров и при наличии необходимости субъекты, указанные в ст. 18 Закона N 135-ФЗ, должны осуществлять отбор финансовых организаций путем проведения торгов. При этом, если действие договора пролонгируется, то есть он является действующим, антимонопольное законодательство не применяется (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2009 N Ф04-4582/2009(11973-А03-32)).

На основании вышеизложенного полагаем, что проведение конкурса на оказание финансовых услуг по обслуживанию расчетного счёта для перечисления заработной платы сотрудникам в рассматриваемом случае необязательно.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кузнецова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Бесплатный доступ к системе Гарант на 3 дня

Получите бесплатный доступ, чтобы оценить все преимущества системы Гарант

×