Ужесточение ответственности как метод борьбы с правонарушениями
Ужесточение ответственности как метод борьбы с правонарушениями
Возможно, такая мера уменьшения числа правонарушений, как ужесточение наказания за их совершение, действенна в смысле «запугивания» потенциальных нарушителей и удержания таким образом некоторых из них от совершения противоправных деяний. Остановимся более подробно лишь на некоторых примерах ужесточения законодательства.
Первым примером может служить недавно принятый закон о противодействии незаконным финансовым операциям*(1). Этим федеральным законом, получившим название «Закон об однодневках», было внесено много поправок, ужесточающих ответственность. Ужесточение ответственности за совершение незаконных финансовых операций направлено на предотвращение легализации преступных доходов, финансирования терроризма, уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей, а также получения коррупционных доходов. Так, например, в статьи 174, 174.1 Уголовного кодекса вносятся поправки, изменяющие санкции за совершение данных преступлений и в ряде случаев ужесточающие наказание за легализацию денежных средств, приобретенных в результате совершения преступления. Более подробно эти изменения были описаны в одном из предыдущих номеров «Актуальной бухгалтерии» (N 8, с. 46).
Ужесточение ответственности в данной области связано с большим количеством совершаемых до недавнего времени все еще административных правонарушений. Так, по данным, опубликованным ФТС России, в 2012 году и I квартале 2013-го было выявлено свыше 8,5 тысячи фактов совершения правонарушений, связанных с попытками провоза через границу незадекларированной иностранной валюты на сумму, эквивалентную 4,4 миллиарда рублей*(2).
Снизятся ли эти показатели под угрозой привлечения к уголовной ответственности, можно будет увидеть по результатам статистики за период начиная с момента вступления соответствующих изменений в законную силу. Представляется, что даже если показатели и снизятся, то незначительно. Ведь для кардинальных изменений в любой области, будь то валютное регулирование или таможенный контроль, недостаточно одного лишь ужесточения наказаний.
Вторым примером ужесточения санкций для предупреждения нарушений является закон об усилении ответственности за незаконные валютные операции*(3), вступивший в силу 13 февраля 2013 года.
Заметки на полях. Федеральный закон от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ внес изменения, ужесточающие наказание за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ. Крупным размером теперь признается невозвращение в течение одного года более шести млн. рублей, и максимальным наказанием в данном случае будет лишение свободы на срок до трех лет. Особо крупный размер, согласно поправкам, составляет тридцать млн. рублей, и максимальное наказание — лишение свободы на срок до пяти лет.
Ранее Кодекс об административных правонарушениях узко определял понятие «незаконные валютные операции»*(4). Однако Законом N 194-ФЗ были существенным образом изменены как само понятие «незаконные валютные операции», так и перечень других операций, за совершение которых наступает ответственность.
Таким образом, до 13 февраля 2013 года незаконными валютными операциями признавались только операции, прямо запрещенные валютным законодательством, например валютные операции между резидентами, кроме ряда исключений. В оставшейся части (осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании) норма фактически не действовала, поскольку требования об обязательном использовании специальных счетов и резервировании были отменены ранее, с 2007 года.
После же 13 февраля 2013 года любые операции, осуществленные с нарушением каких-либо требований валютного законодательства (список теперь открытый), могут квалифицироваться как «незаконные валютные операции» и повлечь за собой наложение штрафа величиной до одного размера незаконной валютной операции.
Кроме того, Кодекс об административных правонарушениях в новой редакции прямо устанавливает, что ответственность по статье 15.25 наступает за совершение операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в российских уполномоченных банках или счета в иностранных банках, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ (независимо от того, касаются ли расчеты доходных или расходных операций), или за счет средств, зачисленных на счета в иностранных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В связи с этим, несмотря на отсутствие изменений в самом валютном законодательстве, теперь получение денежных средств на зарубежный счет физическим лицом (кроме разрешенных переводов) формально должно быть квалифицировано в качестве правонарушения*(5) с применением санкций до одного размера суммы незаконной валютной операции.
В качестве самостоятельного нарушения должны также рассматриваться любые операции с такими денежными средствами, включая расходные операции и перевод этих средств на счета в России. Данные нарушения должны квалифицироваться как «осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ». Это обусловлено тем, что перевод средств с иностранного счета на счет того же лица, открытый в России, также признается валютной операцией.
Вместе с тем Росфиннадзор на своем сайте опубликовал разъяснения о возможности зачисления денежных средств на счет (вклад) резидента в банке, расположенном за пределами Российской Федерации*(6). В этих разъяснениях специалисты сообщают, что резиденты вправе зачислять на свои счета (вклады), отрытые в банках за пределами РФ, денежные средства, полученные в виде процентов за пользование денежными средствами, находящимися на счете (во вкладе) резидента в банке, расположенном за пределами территории РФ, а также в виде накопленного процентного (купонного) дохода, выплата которого предусмотрена условиями выпуска принадлежащей резиденту ценной бумаги.
Данный вывод, по мнению ведомства, вытекает из системного толкования российского законодательства. Такой подход нельзя не приветствовать, однако формально получение резидентом денежных средств в указанных Росфиннадзором случаях образует состав административного правонарушения.
Таким образом, резиденты, получая денежные средства от нерезидентов на свои зарубежные счета, несут риск привлечения к административной ответственности в виде штрафа в размере от 75 до 100 процентов суммы полученных средств.
В данной ситуации могут возникнуть некоторые сложности у граждан РФ, которые, выехав за пределы страны, утратили свой статус резидента РФ и приобрели в соответствии с законом о валютном регулировании и валютном контроле*(7) статус нерезидента.
Напомним, что нерезидентами признаются в том числе граждане РФ, постоянно проживающие в иностранном государстве не менее одного года, имеющие вид на жительство, либо временно пребывающие в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года*(8).
Отсюда можно сделать вывод, что при въезде гражданина РФ, получившего статус нерезидента, на территорию РФ срок в один год не прерывается. Данный вывод подтверждается также положениями миграционного законодательства. В частности, иностранный гражданин вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ, если до дня обращения с заявлением он непрерывно в течение пяти лет проживает на территории РФ на основании вида на жительство*(9). При этом срок пребывания считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы РФ не более чем на три месяца в течение одного года.
Однако, по мнению Росфиннадзора «Об определении статуса резидента (нерезидента) гражданина РФ, проживающего на территории иностранного государства», опубликованному 16 апреля 2013 года на официальном сайте *(10), гражданин РФ, имеющий статус нерезидента для целей валютного контроля, утрачивает его при въезде на территорию РФ. При этом он может восстановить статус нерезидента только при непрерывном пребывании в иностранном государстве не менее одного года.
Данное толкование ограничивает возможность для российских граждан пользоваться статусом нерезидента, несмотря на то, что этот комментарий не является нормативным актом и не обязателен для исполнения.
На практике возможна следующая ситуация: гражданин РФ, получивший статус нерезидента и законно получающий на свои иностранные счета денежные средства от нерезидентов, въезжая на территорию РФ, автоматически утрачивает (как утверждает Росфиннадзор) статус нерезидента и попадает под административную ответственность.
Когда вступил в силу Закон N 173-ФЗ, в нем был закреплен принцип, действующий и сейчас: «Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные настоящим Федеральным законом»*(11).
Эта норма закона не изменилась, а принцип регулирования поменялся, но в силу не валютного, а административного закона *(12): «Осуществление незаконных валютных операций, то есть … валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации…».
Поскольку к административной ответственности лица привлекаются в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, а не по Закону N 173-ФЗ, то в части наказания Кодекс имеет преимущество перед федеральным законом.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что при совершении валютных операций (любых) разрешено делать только то, что предусмотрено Законом N 173-ФЗ, то есть принцип валютного регулирования поменялся с «разрешено то, что не запрещено» на «разрешено то, что разрешено».
Уменьшится ли количество совершаемых правонарушений с внесением указанных изменений? Скорее всего, нет. То, что вчера еще не рассматривалось в качестве нарушения, сегодня стало таковым в результате внесения изменений в различные законы.
партнер таможенной практики компании Goltsblat BLP
«Актуальная бухгалтерия», N 11, ноябрь 2013 г.
*(1) Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ
*(2) www.customs.ru
*(3) Федеральный закон от 12.11.2012 N 194-ФЗ (далее — Закон N 194-ФЗ)
*(4) ст. 15.25 КоАП РФ
*(5) ст. 15.25 КоАП РФ
*(6) www.rosfinnadzor.ru
*(7) Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (далее — Закон N 173-ФЗ)
*(8) подп. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ
*(9) ст. 13 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ
*(10) www.rosfinnadzor.ru
*(11) ч. 2 ст. 5 Закона N 173-ФЗ
*(12) ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ