Телефон Горячей линии для клиентов 8 800 200 13 45

Организация разработала Положение о закупке в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе закрепить в положении о закупке указанное в вопросе правило.

Обоснование вывода:

Как следует из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ), при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуется в том числе ГК РФ, Законом N 223-ФЗ, а также положением о закупке. Закон N 223-ФЗ не определяет сами способы закупки, условия и порядок их применения или какие-либо принципы установления таких способов, порядка и условий их применения. Соответственно, такие способы, порядок и условия их применения определяются заказчиком самостоятельно в положении о закупке с учетом норм ГК РФ.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ при закупке в единой информационной системе (на официальном сайте) размещаются в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке.

Оферта (ст. 435 ГК РФ), в том числе публичная (п. 2 ст. 437 ГК РФ), должна содержать все существенные условия договора. Ни извещение о закупке, ни документация о закупке, ни проект договора не содержат всех существенных условий договора, который предполагается заключить, а потому не отвечают требованиям, которым должно соответствовать предложение, акцепт которого приводит к заключению договора. В частности, эти документы не содержат конкретной цены товаров, работ, услуг, которая в данном случае является существенным условием в силу п. 1 ст. 432 ГК РФ, поскольку относительно него должно быть достигнуто соглашение между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Указанные выше документы, по смыслу п. 1 ст. 437 ГК РФ, являются предложением делать оферты, не связывающим заказчика обязанностью заключения договора с единственным участником конкурса или аукциона.
Заключение договора на торгах в форме конкурса и аукциона регламентируется ст.ст. 447-449 ГК РФ. В силу п. 5 ст. 447 ГК РФ аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. При этом договор, заключение которого осуществляется путем проведения торгов, должен быть заключен с лицом, выигравшим торги (п. 1 ст. 447 ГК РФ). В случае признания торгов несостоявшимися лицо, выигравшее торги, отсутствует. При этом отдельной обязанности заключить договор с единственным участником торгов ст. 447 ГК РФ не содержит. Таким образом, у организатора торгов, процедура проведения которых регламентирована ст. 447 ГК РФ, отсутствует обязанность заключить договор по результатам несостоявшихся торгов с кем-либо, в том числе с единственным участником торгов (смотрите, например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2008 N 09АП-6394/2008, оставленное без изменения постановлением ФАС Московского округа от 01.11.2008 N КГ-А40/9035-08).

В то же время законодательство, предусматривая способы заключения договора (составление одного документа, подписываемого сторонами, обмен документами, продажа имущества с торгов, конклюдентные действия и т.п.), не устанавливает исчерпывающего перечня способов, которыми может определяться контрагент. Поэтому заказчик вправе определить в положении о закупке и такие способы определения контрагента, которые не противоречат закону, как установив особые (не предусмотренные ГК РФ) правила проведения торгов, так и установив, например, такое последствие признания торгов несостоявшимися, как право или обязанность заказчика заключить договор с единственным участником торгов.

Косвенно данный вывод подтверждается и тем, что в нормативных правовых актах, устанавливающих дополнительные к предусмотренным ГК РФ правила проведения торгов для определенных случаев, обязанность заключить договор с единственным участником несостоявшихся торгов указывается как особое последствие признания торгов несостоявшимися и отдельное основание для заключения договора с единственным контрагентом (смотрите, например, ч. 1 ст. 55, п. 4 ч. 1 ст. 71 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», п. 15 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», ч. 5.7 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»).

Таким образом, если в применяемом заказчиком положении о закупке предусмотрена обязанность заказчика заключить договор с единственным участником торгов, заявка которого соответствует документации о торгах, заказчик обязан заключить такой договор. В то же время заказчик вправе указать в положении о закупке, что в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся по причине участия только одного участника заказчик вправе (но не обязан) заключить договор с единственным участником, заявка которого признана соответствующей документации о торгах.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Штукатурова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Бесплатный доступ к системе Гарант на 3 дня

Получите бесплатный доступ, чтобы оценить все преимущества системы Гарант

×